землясамара.рф

Ресторан, бар

Религия в Канаде

28-06-2023

В Канаде представлено большое количество различных религий, но ни одна из них не является официальной в стране, поскольку в канадской политической культуре большое значение имеет идея религиозного плюрализма. Однако большинство жителей причисляют себя к христианам, и это отражается во многих сторонах повседневной жизни.

Содержание

Религиозное разнообразие

Итоги переписи

По переписи 2001 в Канаде 72 % населения страны причисляют себя к католикам или протестантам. Католицизм издавна был самой распространённой религией. Те, кто не причисляет себя ни к какой религии, составляют 16 % опрошенных. Причём, в Британской Колумбии назвали себя неверующими 35 % опрошенных — больше, чем представителей отдельной религии и больше числа всех протестантов, вместе взятых.

Основные вероисповедания в Канаде
2001 1991 % изменение
численности
Численность  % Численность  %
Христианство 77 80
 — Римско-католическая церковь 12 936 905 43,6 12 203 625 45,2 +4,8
 — Всего протестантов 8 654 850 29,2 9 427 675 34,9 −8,2
 — Объединённая церковь Канады 2 839 125 9,6 3 093 120 11,5 -8,2
 — Англиканская церковь Канады 2 035 495 6,9 2 188 110 8,1 −7,0
 — Баптистская церковь 729 475 2,5 663 360 2,5 +10,0
 — Лютеранство 606 590 2,0 636 205 2,4 −4,7
 — Другие протестанты¹ 549 205 1,9
 — Пресвитерианство 409 830 1,4 636 295 2,4 −35,6
 — Православная церковь 479 620 1,6 387 395 1,4 +23,8
 — Другие течения христианства² 780 450 2,6 353 040 1,3 +121,1
Неверующие 4 796 325 16,2 3 333 245 12,3 +43,9
Другие вероисповедания
 — Ислам 579 640 2,0 253 265 0,9 +128,9
 — Иудаизм 329 995 1,1 318 185 1,2 +3,7
 — Буддизм 300 345 1,0 163 415 0,6 +83,8
 — Индуизм 297 200 1,0 157 015 0,6 +89,3
 — Сикхизм 278 415 0,9 147 440 0,5 +88,8
¹ Включает лиц, назвавших себя просто «протестантами».
² Включает лиц, назвавших себя «христианами», а также тех, кто назвал себя «приверженцем апостолической церкви», «сторонником реформированной церкви» или «сторонником евангелической церкви».
* С целью сравнения данные 1991 года представлены в географических границах 2001 года.


Нехристианские религии Канады

Нехристианские религии Канады сосредоточены в крупных городах, таких как Монреаль, Торонто и Ванкувер, и в значительно меньшей степени — в таких средних городах, как Оттава, Квебек, Калгари, Эдмонтон, Виннипег и Галифакс. Единственное исключение — это иудаизм, издавна составляющий заметное меньшинство даже в меньших населённых пунктах. Бóльшая часть роста числа приверженцев нехристианских религий происходит от изменившихся за последние 50 лет тенденций иммиграции. Возросшая иммиграция из Азии, с Ближнего Востока и из Африки привела к появлению постоянно растущих мусульманских, буддистских, сикхских и индуистских общин.

Канадцы без религиозной принадлежности

Отсутствие религии более привычно на западном побережье, особенно в области Большого www.religioustolerance.org среди лиц, объявивших себя неверующими, 18 605 уточнили, что являются «атеистами», 17 815 — «агностиками», а 1 245 — «гуманистами».

Христианство в Канаде

Большинство канадцев, считающих себя христианами, посещают церковь лишь изредка. Вообще, канадские христиане менее ревностны, чем христиане в США, но более явно религиозны, чем европейские христиане. Существует заметное разделение на город и сельскую местность: сельские районы Онтарио и Альберта имеют самые высокие показатели посещаемости церкви.

Вдобавок к крупным христианским церквям в Канаде представлено также много малых христианских групп, например, православие и мормонизм. В приморских провинциях проживает очень большое число лютеран, которые также проживают в степных регионах. На юго-западе Онтарио живёт много немецких иммигрантов, в том числе большое число меннонитов и гуттеритов. Альберта принимает значительное число эмигрантов из США, что ведёт к созданию большой мормонской общины в этой провинции. В последние годы наблюдается также приток коптов в Канаду. Многочисленное украинское население Манитобы и Саскачевана включает многих приверженцев Униатских и Украинских православных церквей. Концентрация этих мелких групп сильно различается по областям страны.

Правительство и религия

В настоящее время Канада не имеет официальной религии, и правительство официально поддерживает религиозный плюрализм. Но влияние христианства просматривается в некоторых секторах.

Во время празднования Рождества и Пасхи установлены каникулы на государственном уровне, и, несмотря на то что мусульмане, иудеи и другие группы имеют право брать отпуск на время своих религиозных праздников, последние не пользуются подобным официальным признанием. Канадский государственный гимн O Canada содержит слова «нести крест», что явно связано с христианством, а другие куплеты гимна открыто говорят о божественном превосходстве (см. статью). В некоторых областях страны работа магазинов в воскресенье остаётся под запретом, хотя это явление становится всё реже. Продолжительная борьба в конце XX века велась с тем, чтобы склонить канадское общество к допущению религиозной одежды, особенно сикхских тюрбанов. При этом Королевская жандармерия Канады, Королевский канадский легион и другие группы разрешили своим членам ношение тюрбанов.

Канада — это королевство Содружества, глава которого один и для 15 других стран, включая Соединённое королевство. Закон о престолонаследии запрещает католикам и их супругам занимать трон, а монарх ex officio является также и Верховным правителем Английской церкви. В Канаде титул королевы содержит слова «Божьей милостью» и «Защитница Веры».

Несмотря на то что официальные ссылки канадского правительства на христианство становятся реже, первое открыто признаёт существование Бога. Действительно, Бог упоминается в преамбуле Конституции Канады и государственном гимне на обоих языках.

Премьер-министр Канады Стивен Харпер также постоянно упоминает Бога, говоря: Да хранит Канаду Господь, — или несколько иначе.

История

Новая Франция

До прибытия европейцев коренные народы принадлежали к очень большому числу, в основном, анимистических религий. Первые европейцы, поселившиеся там в большом количестве, были французскими католиками, включавшими много иезуитов, целью которых было крещение коренных жителей, что имело лишь небольшой успех.

Первые значительные протестантские общины были образованы в приморских провинциях после их захвата британцами. Будучи не в силах убедить достаточное число британских иммигрантов принять нужную религию, правительство решило заселить эту область протестантами из Германии и Швейцарии, чтобы уравновесить католиков-акадийцев. Немцы и швейцарцы стали известны под названием «иностранных протестантов». Эти меры имели настоящий успех, и в настоящее время преобладающей религией юга Новой Шотландии остаётся лютеранство.

1774—1880

Эта тенденция продолжилась и после британского завоевания всей Новой Франции в 1759. Первоначально в планы входила попытка принятия большинства католиков в протестантизм, но от этого отказались во время Американского переворота. Квебекский акт 1774 признал права католической церкви в провинции Квебек с целью сохранить преданность франкоканадцев британской короне.

Американский переворот направил стремительный поток протестантов в Канаду. Лоялисты, бежавшие из восставших США, в большом количестве разместились в Верхней Канаде и приморских провинциях. Они представляли собой смешение разных христианских групп с большим числом англикан, а также пресвитериан и методистов.

В начале XIX века в приморских провинциях и Верхней Канаде Англиканская церковь имела то же официальное положение, что она имела в Великобритании. Это вызывало напряженность среди англоязычных поселенцев, поскольку значительная часть населения не принадлежала к англиканству. Возросшая иммиграция из Шотландии образовала очень большую пресвитерианскую общину, требующую равенства прав, и другие группы. Это было важной причиной восстания в Верхней Канаде в 1837. С приходом ответственного правительства англиканская монополия подошла к концу.

В Нижней Канаде Католическая церковь официально преобладала и занимала центральное место в культуре и политике колонии. В отличие от англоязычных колоний, франкоканадский национализм стал близко связан с католицизмом. В этот период Католическая церковь в этой области стала одной из самых реакционных в мире. Под знаменем движения, известного, как ультрамонтанство, Церковь приняла положения, осуждавшие все формы либерализма и даже побудившие очень консервативных в то время пап попрекать её в экстремизме.

В политике сторонников католического духовенства в Квебеке называли синими. Они сформировали любопытный союз с пробританскими монархистами-англиканами (часто членами Оранжевого ордена), чтобы создать основу Консервативной партии Канады. Реформистская партия, позднее ставшая Либеральной партией, состояла, в основном, из антиклерикальных франкоканадцев, называемых красными, и неангликанских протестантских групп. В то время перед выборами приходские священники давали наставления своим слушателям, предупреждая, что небо синее, а ад красный.

1880—1960

К концу XIX века протестантский плюрализм укоренился в английской Канаде. Даже если значительная часть высшего общества оставалась англиканской, стали важны также и другие группы. Торонто имел крупнейшую в мире методистскую общину, что дало ему прозвище «Методистский Рим». Школы и университеты, основанные в то время, отразили на себе этот плюрализм, когда каждое вероисповедание учреждало свой собственный вуз. Королевский университет, ставший впоследствии университетом Торонто, был основан как недуховная школа.

В конце XIX века начали происходить и большие изменения в иммиграционных тенденциях в Канаде. Большое число ирландцев и иммигрантов с юга Европы образовали новые католические общины в английской Канаде. Заселение Запада привлекло много православных иммигрантов из Восточной Европы и мормонов с пятидесятниками из США.

Преобладание протестантских и католических элементов в канадском обществе продлилось весь XX век. До 1960-х бóльшая часть областей Канады имела законы о «дне Господа», который являлся тем, что впоследствии стало воскресеньем. Англоканадское высшее общество было ещё протестантским, иудеи и католики часто были исключены из него. Процесс либерализации начался в английской Канаде после Второй мировой войны. Явно христианские законы, в том числе против гомосексуальности, были отменены. Политика, благоприятствовавшая христианской иммиграции, была также отменена.

Тихая революция

Важнейшее же изменение произошло в Квебеке. В 1950 эта провинция была по-прежнему одной из самых католических в мире областей. Показатель посещаемости мессы оставался очень высоким, сложно было найти книги, внесённые в index, а образовательная система сильно контролировалась Церковью.

После Тихой революции в 1960-х это положение значительно изменилось. Хотя большинство квебекцев по-прежнему считают себя католиками, показатель посещаемости церкви в настоящее время является низшим в Северной Америке. Общеправовые отношения, аборты и поддержка однополых браков намного более распространены в Квебеке, чем в остальной Канаде и чуть ли не в любом другом регионе мира.

Остальная Канада пережила подобный переход, но намного более умеренный. Объединённая церковь Канады, важнейшая протестантская церковь страны, является одной из самых либеральных в мире крупных протестантских церквей. Она практикует и упорно защищает однополые браки и связи.

Билл Фипс, бывший председатель Церкви даже утверждал, что воскресение Иисуса — явление ненаучное. Однако эта тенденция, кажется, была сдержана, и Объединённая церковь пережила значительный спад посещаемости в 1990-х; другие крупные церкви пережили подобный спад даже притом, что в 2000-х итоговая посещаемость церквей повысилась.

К тому же, за пределами Квебека существует сильное протестантско-евангелическое течение. Его важнейшие группы находятся на Канадском Западе, в частности, в сельских областях Альберты, на юге Манитобы и в области Долины Фрейзера в Британской Колумбии. Плотное евангелическое население располагается также в сельских областях юга и востока Онтарио за пределами агломерации Торонто и в сельских районах приморских провинций.

Культура в этих областях более консервативна по сравнению с некоторыми областями США, а явления вроде однополых браков, абортов и свободных союзов значительно менее популярны. Это движение очень усилилось за последние годы, хотя общая численность евангелических христиан остаётся далеко позади их численности в США. Очень мало сторонников евангелической церкви в Квебеке и в городских агломерациях — районах в высшей степени светских.

Цитата

  • «Мы находимся перед лицом социологического неверия, в узком смысле слова. Долгое время говорили, что религиозная вера в Квебеке была социологической. Этим хотели сказать, что у каждого была вера, потому что у всех была вера, что каждый ходил в церковь, потому что все туда ходили, и что не было способа вести себя иначе. Я сказал бы, что сегодня одерживает верх обратное: в некоторых кругах социологическим стало неверие, стало сложно называть себя верующим, не кажась при этом маргиналом, и намного легче называть себя неверующим, благодаря человеческому уважению. И эта резкая перемена произошла за несколько лет. Это наблюдение верно, в частности, и для мира молодёжи. Студентам училища нужно много смелости для того, чтобы сказать, что они верующие, что они принадлежат к христианскому течению, посещают церковь по воскресеньям, прислуживают во время мессы и т. д.» (По книге социолога Ги Роше L'incroyance au Québec: Approches phénoménologiques, théologiques et pastorales, 1973).

Примечания

См. также

Ссылки

  • Архив Radio-Canada — Образование, конец системы
  •  (фр.) Пережитое иммигрантами: Беженцы по религиозным убеждениям в Библиотеке и Архиве Канады

Религия в Канаде.

© 2012–2023 землясамара.рф, Россия, Санкт-Петербург, ул. Красная 62, +7 (812) 802-24-45